Богдан Данилишин: Сейчас экономика Украины как угасающий вулкан - либо может совсем погаснуть, либо рвануть с новой силой

Председатель Совета Нацбанка Богдан Данилишин в эксклюзивном интервью рассказал FEG, почему иностранцам не интересна приватизация "Приватбанка", о рисках бюджета-2022 по рефинансированию государственного долга и неэффективности монетарных импульсов в преодолении инфляции
Богдан Данилишин, председатель Совета НБУ

ВР поддержала в первом чтении проект госбюджета-2022. Относительно ключевых макропоказателей они остались на уровне, утвержденном бюджетной декларацией. Как вы прокомментируете заложенные в основной финансовый документ показатели? Насколько он реалистичен?

Проект государственного бюджета подавался в парламент в то время, когда вопрос цены на газ и обеспечение топливно-энергетическими ресурсам не стоял так остро, как сейчас. Возможно, в настоящее время с позиций доходов и расходов – особенно нужно было подойти значительно жестче. Однако, в целом по доходам и расходам он достаточно сбалансирован и возможен для выполнения в параметрах представленного Минэкономики макроэкономического прогноза. Дефицит госбюджета планируется снизить до 3,5% ВВП, а в среднесрочной перспективе дефицит будет в рамках 3% ВВП, что соответствует параметрам долговой устойчивости государственных финансов.
Как видим, ключевым риском бюджета является проблема рефинансирования государственного долга, более 70% которого планируется заимствовать на внутреннем рынке. Развитие внутреннего рынка государственных заимствований критически важно для возможного проведения на нем плановых заимствований без ущерба для основной деятельности главных участников этого рынка (банков) – кредитования.
Другим важным риском проекта государственного бюджета является обострение рисков развертывания новой волны пандемии, что ввиду сворачивания ряда стимулирующих мер фискальной и монетарной политики может повлиять на сужение экономической базы доходов бюджета и будет иметь негативные социальные последствия, которые потребуют дополнительных расходов бюджета.

Каких негативных влияний мирового кризиса на экономику Украины следует ожидать в ближайшее время? К каким возможным новым потрясениям следует готовить нашу экономику?

Затрудняюсь ответить на этот вопрос. Мир становится таким непредсказуемым… Что касается "мирового кризиса": согласно последнему прогнозу МВФ по итогам 2021 г., рост мировой экономики составит около 6% (в т. ч. развитые экономики 5.2% и развивающиеся 6.4%). Подобное состояние – это скорее восстановление мировой экономики после кризиса 2020 г., вызванного пандемией COVID-19. Однако, следует отметить, что такое восстановление остается "хрупким", поскольку мы до сих пор видим новые волны пандемии в разных странах мира, масштабные программы по выкупу активов, введенные ЦБ ведущих стран мира, будут постепенно сокращаться, а мировая экономика столкнулась с дефицитом сырья и комплектующих (стремительный рост цен на энергоносители, проблема нехватки полупроводников и т.п.).
Что касается возможных новых потрясений для украинской экономики, то к таким безусловно можно отнести потенциальное ухудшение условий торговли (уменьшение цен на основные товары украинского экспорта и/или повышение цен на импортные товары, в частности энергоносители), отток капитала из развивающихся стран в результате свертывания программ количественного смягчение, дальнейшее развертывание инфляции в мире и замедление стран-основных торговых партнеров (уменьшение внешнего спроса). Также не следует забывать о внутренних рисках, среди которых ключевым является возможность усиления карантинных мер в Украине.

Какие последствия для экономики страны возможны в контексте пандемии короновируса и связанных с ней ограничений?

В настоящее время экономика Украины как угасающий вулкан, который либо может совсем погаснуть, либо рвануть с новой силой, в зависимости от процессов, стимулирующих ее. Уже прошло два года с того момента, как мир впервые столкнулся с COVID-19, нынешняя волна заболеваний, которая наблюдается в Украине, уже третья. То есть последствия пандемии для экономики хорошо известны и являются как краткосрочными (сокращение экономической активности, ускорение инфляции), так и долгосрочными (потери в потенциальном росте в частности из-за значительного количества смертей, ухудшения качества образования и длительных эффектов от перенесенного заболевания).
Что касается количественной оценки, то здесь можно сравнить прогнозы роста украинской экономики к пандемии (конец 2019 г.), составлявших на 2020 г. около 3.5%, и фактическое сокращение на 4% по итогам 2020 г. Аналогичную ситуацию мы наблюдаем и в 2021 г. .: если в начале года рост прогнозировался на уровне 4.2%, то сейчас это уже 3.1%. Конечно, такое сокращение не является следствием исключительно карантинных ограничений, однако ухудшение эпидемиологической ситуации в Украине играет в этом ключевую роль.

Какими цифрами измеряются экономические последствия для Украины от резкого повышения цен на газ и нефть?

Повышение тарифов и цен на энергоносители относится к так называемым шокам предложения, которые могут вызвать повышение индекса инфляции и сокращение объемов производства. Действие таких шоков усиливается в условиях стран с несформировавшимися или неглубокими рынками, к которым относится и Украина. Спецификой влияния факторов предложения является длительный период их действия, завершающийся только после полного перевода инфляции затрат на цены товаров собственной реализации. По моей оценке, мультипликационный эффект от повышения цен на газ, другие энергоносители может длиться до двух лет. Исходя из нынешней инфляционной динамики, вклад роста цен на энергоносители может сформировать около 3 процентных пункта потребительской инфляции.

Несмотря на повышение учетной ставки НБУ (с 6% в начале марта 2021 года до 8,5%), инфляция продолжает набирать темпы. Целесообразно дальнейшее повышение учетной ставки НБУ и, как следствие – рост стоимости кредитных ресурсов. Насколько целесообразно дальнейшее повышение учетной ставки НБУ, может ли оно быть эффективным в преодолении инфляционного давления, как повлияет на темпы восстановления национальной экономики?

Здесь есть свои достоинства и свои минусы. Специфика макроэкономических условий Украины - низкая эффективность трансмиссионного монетарного механизма. Работающие кредиты занимают менее 15% ВВП, депозиты населения – менее 20% потребительских расходов. Это приводит к неэффективности монетарных импульсов монетарной политики, которые просто не доходят до реальных товарных рынков, где собственно и формируется инфляция. Поэтому я не сторонник так называемой "ястребиной" монетарной политики, которая по моему мнению наносит больше вреда динамике экономического роста, чем влияет на инфляцию.
Альтернативой политики "ястребиного" инфляционного таргетирования является политика "гибкого" инфляционного таргетирования, в среднесрочной перспективе допускающая временное отклонение фактических показателей инфляции от таргета без необходимой реакции со стороны ключевой процентной ставки.
В настоящее время основная проблема финансов Украины – это развитие института финансового посредничества. Только в условиях, когда бизнес и население подавляющую часть своих операций будут осуществлять в рамках национальной банковской системы и в национальной валюте – инфляционное таргетирование сможет эффективно выполнять функцию стабилизации цен.
Поэтому важной составляющей политики НБУ должна являться реализация опций, направленных на стимулирование кредитования, возобновление и развитие финансовых рынков и монетарной трансмиссии.

Более 51 млрд грн составила прибыль банковского сектора за 9 месяцев 2021 года, что почти на 14 млрд больше года в год. Сообщается, что этот результат наилучший за соответствующие периоды более десяти лет подряд. Из чего складывается эта прибыль? О чем свидетельствует статистика?

Радоваться может только банковский сектор и то не весь. Высокая за последние 10 лет доходность банковской системы обусловлена ​​значительным ростом чистых процентных и комиссионных доходов банков, которые увеличились на треть (+33%) по сравнению с прошлым годом. Это явилось результатом более быстрого снижения ставок по депозитам банков по сравнению с кредитами и оптимизации бизнес-процессов в банках, которые позволили сократить их расходы на обслуживание клиентов.
Кроме того, несмотря на карантинные ограничения, качество активов банков оказалось лучше, чем ожидалось. Это позволило банкам уменьшить отчисления в резервы почти в три раза по сравнению с прошлым годом, что соответственно сократило расходы банков и улучшило их финансовые результаты.

Какими темпами, по вашему мнению, восстанавливается доверие украинцев к банкам после "банкопада" 2014-16 годов?

Думаю, что оценка так называемого "банкопада" рано или поздно должна быть проведена на государственном уровне. Сейчас есть несколько иная ситуация в банковской сфере, как и многие проблемы, которые породил "банкопад".
Да, деятельность банков стала более прозрачной и прогнозируемой. О возобновлении доверия граждан и бизнеса к банкам может свидетельствовать динамика депозитов в банковской системе. По сравнению с 2016 годом объем депозитов в банковской системе вырос вдвое. Особо важно отметить, что ускоренными темпами растут именно гривневые депозиты. Это свидетельствует о восстановлении доверия не только к банкам, но и к национальной валюте.
Конечно, тенденция роста банковских депозитов диктовалась не только вопросом доверия. Такие факторы, как цифровизация расчетов, переход торговли в онлайн и практически отсутствие альтернативных финансовых активов, повлияли на прирост депозитов в банковской системе как в Украине, так и в целом в мире. Поэтому на данном этапе важно повысить эффективность функционирования финансового посредничества, чтобы полученные банками депозиты могли формировать предложение банковских кредитов и стимулировать создание новых рабочих мест.

Когда вопрос разгосударствления "Приватбанка" будет вынесен на повестку дня?

Несмотря на значительную рентабельность капитала банков, которая сегодня превышает 30%, банковский сектор Украины не пользуется значительным спросом среди стратегических иностранных инвесторов. Это обусловлено как общегосударственной проблематикой, связанной с недостаточным соблюдением принципов верховенства права, так и с недавним кризисным опытом, в результате которого немало банков, в частности государственные, до сих пор оправляются от убытков.
Поэтому я не ожидаю значительной заинтересованности международных инвесторов в украинских банках в ближайшие годы.

Законопроект №5600. Его авторы говорят, что он устраняет дисбалансы в налогообложении и коррупционные схемы, включенные в Налоговый кодекс с момента его принятия. Противники утверждают, что этот законопроект призван забрать деньги у простых людей. Какие последствия для бюджета и экономики вы предусматриваете в связи с принятием этого документа?

Прежде всего следует отметить, что государственный бюджет сегодня нуждается в дополнительных ресурсах для эффективного выполнения базовых функций государства. Однако повышение налоговой нагрузки на граждан и бизнес, работающих в прозрачной и конкурентной среде, было бы несправедливым, поскольку им тоже трудно функционировать в условиях кризиса. Поэтому законопроект №5600 направлен прежде всего на обеспечение сбалансированности доходов государственного бюджета, однако не путем общего для всех повышения налоговой нагрузки, а за счет устранения пробелов в налоговом законодательстве, позволяющих отдельным категориям экономических субъектов использовать их в свою пользу.

Вскоре на FEG выйдет вторая часть эксклюзивного интервью Богдана Данилишина, в которой он рассказал о вреде автономизации правления НБУ, а также о том, почему не следует в ближайшие годы ожидать притока иностранных инвестиций.

17 января, понедельник
16 января, воскресенье
15 января, суббота
14 января, пятница